nikadubrovsky (nikadubrovsky) wrote,
nikadubrovsky
nikadubrovsky

Подробнее о Крэг-листе

Текст еще не отредактированный. Это статья про документальное кино, посвященное проекту Крэг-листа.
Кстати, я сама нашла на Крэг-листе почти всю нашу мебель, сняла первую свою НьюЙоркскую квартиру и использовала для продажи дома.

Нам известны разные жанры документального кино: пропагандистская документалистика, серия Жизнь Замечательных Людей (от Чекатило, до Леонардо Да Винчи, от Эйнштейна до Аллы Пугачевой), игровые фильмы, притворяющиеся документальными (жанр особенно популярный в последнее время. Масс медия создает для нас такие плотные слои реальности, что существование «реальной реальности» все чаще вызывает сомнения. В таком случае, гораздо продуктивнее придумывать свою собственную.
Документальное кино «24 часа на Крэг-листе», Джереми Мура и Дерека Банача (Jeremiah Moore and Derek Banach) – фильм, исследующий другую возможность. Он по-настоящему документальный и является попыткой задокументирввать реальность «как она есть». Такой своеобразный социалистический реализм.

У фильма «24 часа на Крэглисте» - этот прием выражается в полном отсутствии режиссерских трюков и какого-либо украшательства. Даже оформление кадра выдержано исключительно в стилистике объекта документации – проекта «Крэг-лист» (http://craigslist.org/)
Фильм построен как серия сюжетов, рассказывающих о людях,опубликовавших свои объявления на Крэг листе и сам стал результатом такого же объявления. Авторы фильма предложили всем желающим рассказать о своем опыте публикации объявления на Крэглисте и получили столько ответов, что им оставалось только выбрать наиболее интересные.
Если вы набираете в браузере cragslist.com, ничего, кроме обычной доски объявлений, где частные граждане и компании помещают объявления об аренде квартир, найме на работу, распродаже (или дарении) не нужного домашнего скарба – вы не найдете. Кажется, что особенного? Может быть количество рубрик настолько разнообразно, что покрывает почти все зоны человеческой активности.. И еще: Крэг-лист находиться на 7-ом по посещаемости месте среди всех интернет сайтов мира, он показывает несколько миллиардов страниц в месяц с десятками миллионов уникальных пользователей. В него входит 150 веб сайтов в более чем 50 странах мира.
Крэг Ньюмарк в 1995 году создал маил-рассылку для своих друзей, посылая для них интересную информацию о Сан-Франциско, где он жил . Рассылка сама собой начала расти, а поскольку Крэг обладал техническими возможностями поддерживать рост сайта и этическими представлениями о том, как именно это нужно сделать, то очень скоро частный некоммерческий проект набрал обороты, о которых могут только мечтать крупные коммерческие структуры.
Из «просто доски объявлений» сайт превратился в отлично организованный информации поток, где вы можете найти все, что угодно: от партнера на всю оставшуюся жизнь, до бесплатной мебели в квартире. Вы сможете получить любые сервисы или товары, предлагаемые современной экономикой по гораздо более дешевым ценам или совсем даром. Частично Крэг-лист предоставляет площадку для расцвета так называемой «экономики дарения», частично для другого модного явления «По-настоящему свободного рынка». Участники и организаторов акций Свободного Рынка, противопоставляют свою идею свободы, неолиберальной глобалисткой идеологии. Это рынки, где реальные люди продают реальным людям товары без посредников, без уплаты пошлин, расходов на перевозки из далеких стран, поэтому все получается до смешного дешевого. Некоторые считают, что Крэг лист постепенно превратился в анархистскую мечту – самоорганизующееся государство без правительства.
Когда героев фильма стали расспрашивать, кто собственно такой Крэг, то практически никто не понял вопроса. Участники проекта никогда не задумывались о необходимости существования некоей высшей инстанции: «отца основателя», «президента», «владельца». Многие отвечали, что никакого Крэга нет вообще.
Администрация проекта, довольно успешно прилагает усилия к тому, чтобы никак не вмешиваться в жизнь пользователей ресурса: на сайте существует система отсеивания нежелательных объявлений, которая успешно контролируется самими пользователями. Достаточно поставить флажок, сообщив системе о том, что объявление является спамом, не относиться к заявленной рубрике или его содержание криминально и объявление снимается авторматически. При этом, пользователи Крэг-листа, стихийно разрабатывают собственные законы о том, что «хорошо, а что плохо». Например, на сайте существует общепринятый сленг для обозначения торговцев марихуаной. Обычно, такие объявления обслуживают молодые люди на велосипедах, которые в течении 15 минут после вашего ответа на их объявление, подвезут вам траву. Молодой человек, с которым разговаривали авторы фильма, рассказывал какие он принимает меры безопасности. Но ничего серьезного ему не угрожает, на эти услуги «доносить» не принято. Однако, как только на сайте появилось объявление от мамаши, пытавшейся сдать в аренду для сексуальных услуг свою 4-летнюю дочь, его не просто сразу же сняли, но и быстро сообщили полиции.
Крэг-лист – это прежде всего «местные проекты», в отличии от e-bay, на нем принципиально не вводят сквозного поиска по сайтам разных городов. Покупать-продавать и знакомится можно только внутри своих городов, а сопроводительное письмо при регистрации настоятельно советует иметь дело только с людьми в пределах своего непосредственного места жительства.
История успеха проекта – фантастична: в рекламу не вложили ни одного цента, на сайте отсутствует «нормальный» дизайна, ни одного баннера или других видов рекламы. Создание проекта не сопровождалось «специальными договоренностями», ни одного знаменитого человека не участвовало в его создании, продвижении поддержке. В прошлом году 25 % компании купил e-bay (одна из крупнейших интернет-компаний, предоставляющий услуги интернет-аукционов). Однако, это никак не повлияло на политику Крэг-листа. «Застолбив место», e-Bay оставил своего партнера в покое.
В компанию «Крэглист» регулярно поступают серьезные финансовые предложения от «больших» людей. У них хотят купить долю, вложить средства, капитализировать, инвестировать и развивать мощными темпами. На все предложения поступают строго отрицательные ответы. Крэг и его команда уже заработали репутацию коммунистов, стремящихся разорить «нормальный и уважаемый бизнес» По некоторым данным, существование Крэг-листа только газетному бизнесу Сан Франциско стоит десятки миллионов долларов. Кто же будет платить газете, если можно рекламироваться совершенно бесплатно, да еще в месте, которое действительно читают все?!
Меж тем, во всей компании, скромно поселившейся в небольшом особняке в Сан Франциско, работает всего 19 человек. Директор компании Джим Баксмастер тихим, но твердым голосом уверяет настойчивых инвесторов, что «сотрудники и участники настолько всем довольны, что ничего менять не собираются». И, правда, собирая мизерную плату за размещения объявлений по приему на работу (одна из многочисленных рубрик Крэг листа и одна из немногих платных), компания собирает бюджет, вполне достаточный для приличной жизни 19 сотрудников. А лимузины, небоскребы, IPO и прочие радости жизни «больших мальчиков» этим людям из Сан-Франциско, совершенно ни к чему.
В фильме Мы видим только затылок Крэга и мельком фасад офиса Крэг-листа.
Это важно , потому что главное для Крэга. Для его проекта, для авторов фильма «24 часа на Крэглисте» и для нас с вами – зрителей – это люди. Проект Крэга не авторский, он – гражданский.
Документальное кино «24 часа на Крэг-листе» как раз и показывает нам этих новых людей и сообщество, которое они сформировали.
Кто они?
Красивая и веселая девушка рассказывает, что решив снять кино, она честно написала в объявлении, что 20 долларов 86 центов – это все деньги, которые она способна на него потратить. Кроме идеи, что снимать и камеры, у нее нет ничего. В течении короткого времени, ей написали желающие сниматься, какие то люди предоставили ей реквизит, а кто-то место для съемок. Мы не можем оценить, хорошее или нет кино сняла счастливо улыбающаяся девушка, но удивительный факт того, что успех ее фильма зависит только и исключительно от ее творческих возможностей, поражает. Не нужно писать заявок, искать спонсоров, нанимать бухгалтера. Оказывается, что вокруг живет довольно много людей, готовых поддержать ее начинания.
Один из персонажей фильма – гей-массажист. Сюжет с его участием один из самых пронзительных и описывает еще одну важную особенность Крэг-листа. Дело в том, что любые публикации там анонимны. Вы публикуете объявление всегда под анонимным номером, а письма получаете на указанный вами реальный адрес. Затем вам предоставляется возможность решать, кому отвечать, а кому нет. Те, кому вы ответили, увидят ваш реальный адрес.
Персонаж сюжета рассказывал о так называемой «серой» экономике, которая легитимировалась в рамках проекта Крэг-листа, о праве на анонимность и о маленьком человеке в большом городе.
Еще один сюжет, посвящен женщине, которая ищет «идеального донора» для своего будущего ребенка. Она – одинокая профессионалка. Вполне симпатичная интеллигентная дама лет 35. У нее есть друзья и любовники, но нет - «настоящего мужчины». Что делают в такой хорошо известной ситуации российские женщины? Выходят замуж в надежде на лучшее или остаются одинокими. Если вы выйдете замуж за не «самого настоящего мужчину», то рискуете вскоре обнаружить, что муж не очень хотел ребенка, что он и жениться то не очень хотел. Все вышло случайно и не к месту. Ребенок остается на попечении матери, жизнь которой станет, мягко говоря, не простой. Но и оставаться одинокой стареющей дамой, зависливо поглядывающей на чужих розовощеких детишек не очень хочется.
Дама, разместившая объявление на Крэг-листе, поняла, что ее идеальный муж – это гей, который хочет иметь ребенка. Таким образом она получит: умного интеллигентного отца, готового разделить с ней все родительские трудности и проблемы ( в том числе и финансовые), одновременно сохранив свободу и шанс встретить «настоящего мужчину».
В фильме показано, обсуждение деталей совместного родительского счастья. Симпатичный 35 летним мужчина рассуждает о необходимость снять достаточно вместительный дом, в котором смогут поместиться и малыш, и его мама с партнером, а также и папа со своим другом.
Огромное количество людей – жертв бесконтрольного потребительского инстинкта готовы, почти на любых условиях, избавиться от ненужных вещей, заполонивших их гаражи, дома и квартиры: пара продает шесть колясок , купленных для маленькой дочки, в связи с приобретением седьмой. Предыдущие не подходили цветом, формой или отсутствием важных деталей коляски, были использованы от силы 1-2 раза, но сбываются по символической цене. Если вы молодая пара и у вас нет тысяч и тысяч долларов, которые потребуются, чтобы закупить все необходимое для вашего малыша, вам достаточно подписаться в соответствующее сообщество Крэг-листа и вы получите все необходимое от бутылочек до кровати за несколько десятков долларов.
Забавный сюжет был снят об очень красивых молодых людях из Сан Франциско, которые в какой то момент решили распродать все, что имели и совершить кругосветное путешествие.
Находясь в Греции, они подошли посмотреть как художница пыталась запечатлеть исторические развалины. Разговорившись, они выяснили, что она американка из Сан-Франциско, а на вопрос, «как она оказалась в Греции», они услышали такую историю: прочитав на Крэг-листе объявление молодой пары, распродавшей все имущество, чтобы иметь возможность совершить кругосветное путешествие, она поняла, что хочет сделать ровно тоже самое. Она купила билет и уехала.
Истории можно продолжать и продолжать. Кино смотрится удивительно легко: с одной стороны, все персонажи, странны и уникальны: трансвеститы, путешественники, продавцы мертвых енотов, новобрачные, истерично стремящиеся выучить сложный танец, который они будут исполнять на своей свадьбе и берущие для этого платные уроки. С другой стороны, это просто люди. Они все анонимны, у них нет громких имен и общественной известности. Они могут быть вашими соседями или родственниками. Они – такие же как и вы
Правда, они получили возможность пользоваться отличным инструментом, позволяющим им создавать сообщество, свою деревню, улицу, компанию. Оказывается, что только в Большом обществе, люди работают в банках, не замечают друг друга и готовы делать карьеру, ступая по головам сослуживцев. В сообществе – это, в абсолютном большинстве мягкие, приятные со0граждане, готовые поделиться и помочь.
Главное открытие Крэга Ньюмарка состоит в том, что люди оставленные наедине с друг другом, не сопровождаемые пристальным взглядом властей, не начинают рвать друг другу глотки. Все наоборот – люди стремятся друг другу помочь, быть полезными, а процент преступлений настолько незначителен, что само сообщество успешно справляется с «чисткой рядов».
Крэг—лист есть и для Москвы-Питера, но пока только на английском и не очень активный. Может быть стоит его развивать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments