nikadubrovsky (nikadubrovsky) wrote,
nikadubrovsky
nikadubrovsky

Category:

Кто не работает, то не ест.

Фраза "Кто не работает, тот не ест" - для правых является ключевой.

Она отражает представления о том, что еда, жилье, образование, медицина, то есть базовые человеческие потребности, необходимые для воспроизводства жизни, не являются обязанностью общества перед индивидуумом. 

Каждый человек и каждая страна, сами ответственны за то, чтобы добывать себе пропитание. 
Если у них не получилось, то это их проблема.

Я могу ошибаться, но и радикально левые, тоже разделяют любовь к этой фразе. Отличается только мотивация.
Некоторые левые считают, что собирательный Буржуй-Спекулянт, не работает, поэтому ему не положено кушать и лечиться. 

Откуда взялась эта фразочка, которую в нас вдалбливали все советское детство? Является ли она исключительно советской интеллектуальной собственностью или ее так же горячо любят и другие народы?

Делюсь иллюстрированными результатами поиска. Если у кого-нибудь есть дополнения, буду весьма признательна.




Плакаты с грозным предупреждением: "кто не работает, тот не ест" обычно подписывались
 именем Ленина и в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом "красном уголке". 
Эту фразу действительно можно найти в 36 томе Полного собрания сочинений вождя мирового пролетариата (статья: "О голоде"). Она присутствует и в знаменитом "Моральном кодексе строителя коммунизма", и в советских Конституциях. Например, в 12-й статье так называемой "сталинской" Конституции 1936 года сказано: "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу "кто не работает, тот не ест". Из "брежневской" конституции 1977 года эту фразу убрали, однако сам принцип остался. А "уклонение от общественно полезного труда" было "несовместимо с принципами социалистического общества" (статья 60). Смысл этого понятен: из полноценной жизни страны Советов исключались те, кого государство (в лице своих чиновников) считало "паразитами" и "тунеядцами.







С. Е. Чернышёв. Доска «Кто не работает, тот не ест» в Москве. Цемент. 1918.

Монументальная пропаганда раннесоветских времен. Я в красных уголках таких надписей не застала, но хорошо помню, что мне тоже казалось, правильным представления о том, что "все должны работать". 
Моя семья, настроенная достаточно антисоветски, в основном возмущалась не обязательной трудовой повинностью каждого члена общества, а тем, как бездарно и бессмысленно она была организована. Ну и несправедливостью распределения.
Когда ЗавМаг или ЗавСклад ел значительно обильнее, чем ученый или тот же рабочий.


картинку взяла здесь.

Интересно, а разрисовывание вот таких тонкой выделки бюрократических тарелочек, это работа?
Кто решает, что значит работать? Что полезно обществу?
В русскоязычном жж основная масса правых, выступающих за демонтаж государства всеобщего благосостояния (или его остатков)
- представлена офисными работниками. 
Полезность их трудовой деятельности при беспристрастной оценки будет сомнительна даже им самим.
Программисты, латающие дыры в разнообразных развлекательно-обслуживающих программах, 
Экономисты, дистрибьюторы, менеджеры... 
Мне кажется, что в основном, этими людьми двигает убежденность в том, что "иначе нельзя", "это минимальное зло" и
даже, "это и есть справедливость". 


На самом деле формула "Кто не работает, тот не ест" появилась после начала продразверстки и массового голода в советской России. 
Она придумана как оправдание жестких политических решений, жертвами которых стали миллионы, а вовсе не 
благоразумным рецептом как устроить коллективное процветание.

The slogan was used to justify the famines that followed the anti-kulak campaigns during the collectivization of agriculture, and decades later to justify the arrests of people for the crime of being unemployed, which was a way to prosecute political dissidents, black-market traders and prostitutes.

Изначально фраза появилась в письме апостола Павла "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". 
В ней он обращается к экзальтированным братьям-христианам, которые в ожидании конца света бросили пахать и сеять.
Павел, как впрочем и Ленин, посоветовал своим сторонникам продолжить ожидание второго пришествия без отрыва от производства. 





В развитых странах, государство платит фермерам за то, чтобы они не производили еду, а 
в странах третьего мира люди мрут от того, что еды не хватает.

Подписи к картинке на российском форуме: 

ахаха, круто) сам никак понять не мог, хуле негры не жрут и не работают. ебанутые у них какие-то обычаи

пусть бананы,апельсины выращивают!Слонов на мясо разводят! У нас в тундре реально жрать нечего, и то живы.А нигерры сдохнут от голода,но не встанут сорвать банан с куста.

Точно также как при социализме общество досыта кормило прожорливую армию бюрократов, распределителей, различных прилипал и идеологических работников, обрекая на полунищенское существование целые классы граждан,
так и при капитализме, общество 
благосклонно раздает общественные ресурсы на спасение "слишком важных" частных компаний и 
равнодушно наблюдает за страданиями целых народов и социальных групп.

А разгадка одна: никакого социализма и капитализма не было.
Был индустриальный способ производства, для которого характерна иерархическая система управления,
участие значительной части населения в непосредственном обслуживании
индустриального комплекса, обеспечивающего массовое производство.
Элиты индустриального общества обитали на верхушке пирамиды, гарантируя 
эффективное управление трудовыми ресурсами.

Уже к середине 20 века стало понятно, что речь больше не идет об удовлетворении 
потребностей жизнеобеспечения. Человечество (точнее автоматизированные производства) способно производить значительно больше, чем способно потребить.
Для того, чтобы сбывать бесконечное количество товаров и услуг, 
людей нужно убеждать в необходимости приобрести излишнее, а спрос пришлось стимулировать кредитами, рекламой и даже новой идеологической программой ("покупай, чтобы быть патриотом" Дж.Буш TM).

Это все очевидные факты.
Почему же магическая ленинская формулировка до сих пор работает?


 

Tags: Неолиберализм, Традиционные ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments